Сайт воспитателя Реутиной Зои Александровны МБДОУ "Малышок" с.Доброе Липецкой области

Консультация для воспитателей: "Обучение детей дошкольников возраста решению простых задач".

24 мая 2022

                     

                      КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
       Обучение детей дошкольного возраста  решению простых задач

   В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач.   Задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются     умения     проводить    анализ   и    синтез,    обобщать     и конкретизировать,  раскрывать   основное,  выделять  главное  в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. При  решении  задач  ребенок  учиться  рассуждать,  доказывать,  аргументировать   свои   действия, понимать, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что  нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка.         

 2 Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками

Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий.  Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На ветке сидели две птички,  к ним прилетели еще одна. Сколько птичек стало на ветке?).

 Ко второй группе относятся простые задачи,  на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и  мишку,  а  всего она  вылепила 8 фигур.  Сколько грибков вылепила Нина?»).

 3 К третьей группе  относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

4 В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на

  • задачи-драматизации  
  • задачи-иллюстрации
  • устные задачи

 Задачи-драматизаци   отражают жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают . В таких задачах отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Например: Воспитатель обращается к детям – Витя, возьми 2 флажка. А ты Лиза возьми 1 флажок. Далее спросить – расскажите, что сделал Витя. (Витя взял 2 флажка).
-расскажите, что сделала Лиза? (Лиза взяла ещё один флажок). Далее предложить детям рассказать сразу о том, что сделали Витя и Лиза. К этому маленькому рассказу добавляется вопрос: Сколько всего флажков у детей? То, что вы рассказали о действиях детей, вместе с вопросом, который я задала, называется арифметической задачей.

5 Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками.  Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для  разнообразия сюжета.   (пример).
Перед детьми – иллюстрация дерева, в кроне которого заранее сделаны прорези для картинок. В прорези вставляются 2 картинки с изображением белочек. Далее детей попросить внимательно посмотреть на картинки и составить предложение о белочках.  Делаем вывод: мы составили математический рассказ, который по - другому называется «задача».
Цель: дать понять и отработать понимание детьми, что «условие» - это ещё не задача, чтобы получилась задача-необходимо добавить вторую часть «вопрос». Эти   задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению  устных задач.

 На завершающем этапе  работы над задачами можно предложить

дошкольникам составлять задачи без наглядного материала.

В них дети самостоятельно выбирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации.

 Первые устные задачи дает детям воспитатель. В качестве переходной ступеньки к решению устных задач может быть использован такой прием:  
6  Воспитатель читает задачу, и даёт детям задание. Соедини линией кружок с номером задачи и карточку на которой записано  правильное решение задачи.

  Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач

 7 Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

Первый этап - подготовительный.

Основная цель этого этапа - организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть - целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на...», «меньше на...».

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, работа над множествами проводится на конкретных  предметах  (отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще 1 гриб. «Сколько всего стало грибов? Почему их стало семь? К шести грибам прибавили 1 (показывает на предметах) и получили семь. На сколько стало больше грибов?»

8 Второй этап Основная его цель - учить детей составлять задачи и  понимать их структуру. 

Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей со словом задача, а при разборе   задачи подчеркивает  важность числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 (для чего это нужно?).  Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи.  

Например, воспитатель просит ребенка, принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой - один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

9 При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько.

 Важно показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче. Для этого следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов .

Закрепляя эти знания можно предложить детям преобразовать загадку или рассказ в  задачу.

Также, продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных. Например, воспитатель предлагает следующий текст задачи: «Лене я дала гусей и уток. Сколько птиц я дала Лене?» В обсуждении этого текста выясняется, что такой задачи решить нельзя, так как не указано, сколько было дано гусей и сколько – уток, детям предлагается исправить ошибку.

Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, можно предложить детям задачу, выпустив при этом одно числовое данное: «Сережа держал в руках четыре воздушных шарика, часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Сережи?» Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указано, сколько шариков улетело, опять детям предлагается исправить ошибку.

После таких упражнений можно подвести детей к пониманию составных частей задачи.  

  1. Структура задачивключает четыре компонента : 
  • условие
  • вопрос
  • решение
  • ответ.

Наглядно структуру задачи дошкольником хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из  компонентов, то пирамидка не соберется, детям  будет видно, что они допустили ошибку.

11Выяснив структуру задачи, следует перейти к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос,  устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия. (Например, «На площадке гуляли 3 мальчика, 1 ушел домой. Сколько осталось мальчиков?» Назовите условие задачи, что нам известно? Назовите вопрос (что надо узнать). Если 1 мальчик ушел, мальчиков стало больше или меньше? Если стало меньше, то надо прибавить или вычесть?)

 ПОКАЗАТЬ СВОЮ ПАПКУ  С ЗАДАЧАМИ

12.Задача ТРЕТЬЕГО ЭТАПА  - учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.  (Запись выражения производится при помощи карточек с изображенными на них цифрами и знаками.) Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье – сумму и разность.
13.Итак, на третьем этапе дети должны: научиться формулировать арифметические действия (сложения , вычитания), различать их.

  «На полянке гуляло 2 ежа, к ним прибежал еще 1», - говорит 1 ребенок. «Сколько ежей гуляло на полянке?» - формулирует вопрос другой ребенок.   Выслушав ответы нескольких детей, он задает им новый вопрос: «Как вы узнали, что ежей стало 3 - «Потому что к двум ежам прибавили еще одного ежа». Детям объясняется, что это называется действием сложения

14.Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к обучению формулировке вычитания. Работа проводится аналогично тому, как это описано выше.

 
15Важно при решении задач обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.

Типичные ошибки детей:

  • Вместо задачи составляется рассказ:  «На листе сидят две гусеницы, а на траве еще одна. Они все поедают».
  • В задаче правильно воспринимается вопрос, но отсутствует фиксация  числовых  данных:   «Шла  девочка   и  уронила   флажок. Сколько стало флажков?»
  • Вопрос   заменяется   ответом-решением:   «Девочка   держала флажки в руках. В этой два и в этой два. Если сложить, получится четыре».
  • Заменяют в задаче на вычитание в вопросе слово «осталось» на слово «стало»

16-17-18  Итак, работа над задачами не только обогащает детей но­выми знаниями, но и дает богатый материал для умственного раз­вития.

 

 

                   

Оставить комментарий: